9К71 "Темп"
Оперативно-тактический ракетный комплекс.
ОБОЗНАЧЕНИЕ
- индексы заказчика:
- комплекс:
9К71
- пусковая установка:
9П11 (
2П11 ?)
- ракета со специальной боевой частью:
9М71
- ракета с фугасной боевой частью:
9М72
- ракетная часть с приборным отсеком:
9Д12
- пороховой заряд:
9Х11
- тема/шифр:
"Темп"
- заводское обозначение полуприцепа ПУ:
БР-225
НАЗНАЧЕНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ
...
РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Начало сотрудничества конструкторских коллективов, возглавляемых А. Надирадзе и Б. Шапошником, положило Постановление СМ СССР от 21 июля 1959 г., в соответствии с которым была начата разработка оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК)
9К71 "Темп". Его головным разработчиком стал НИИ-1.
Твердотопливную ракету комплекса первоначально предполагалось оснащать специальной (ядерной мощностью 300 кТ) и фугасной боевыми частями (БЧ). Чуть позже, в соответствии с отдельным постановлением правительства, было решено дополнить этот набор химической БЧ
"Туман-2".
Все наземное стартовое оборудование для
"Темпа", включая пусковую установку, должен был изготавливать волгоградский завод № 221 “Баррикады”, автоприцеп и колесный тягач для перевозки ракеты — Минский автозавод. С целью экономии времени на МАЗе было решено использовать в этом автопоезде уже освоенный в серийном производстве тягач
МАЗ-537, применявшийся для перевозки тяжелых артсистем и гусеничной техники.
Но после 6 испытательных пусков разработка ОТРК
"Темп" была прекращена, так как дальность ракеты не достигала заданных параметров. Правда, затраченный труд не пропал даром, и наработанный задел был использован в НИИ-1 для создания ОТРК
9К76 "Темп-С" (по западным обозначениям
SS-12 Scaleboard - “Грешник”).
21 июля 1959 г. вышло Постановление Совета Министров СССР N 839-379, в котором задавалась разработка ракетного комплекса с фронтовой ракетой
"Темп". Головным разработчиком комплекса (и ракеты) был назначен НИИ-1, разработчиком и изготовителем пусковой установки
2П11 и наземного пускового оборудования - завод N 221 "Баррикады", разработчиком и изготовителем тягача и полуприцепа для пусковой установки - СКБ-1 МАЗ-а.
Первоначально специальная боевая часть должна была иметь мощность 300 кТ.
Расчетное время пуска при переходе из походного положения - 30 минут, а из боевой готовности № 2 - 20 минут.
Согласно Постановлению № 178-84 от 19.02.1962 года была начата разработка химической боевой части
"Туман-2" к ракете
"Темп". Летно-конструкторские испытания ракет
"Темп" начаты в мае 1961 года на полигоне Капустин Яр. До конца года сделано 3 пуска, с января по май 1962 года - еще три. По результатам анализа проведенных шести пусков ракет
"Темп" выяснилось, что максимальная дальность ее будет 425 км, вместо заданных 500-600 км. Кроме того, отмечено, что при отделении головной части ракеты в полёте возникали ее колебания приводящие к недолетам до 40 км.
В течение лета 1962 года шли доработки
"Темпа", чтобы увеличить его дальность хотя бы до 460 км. Опытное производство ракет
"Темп" велось на заводе № 235. Серийное производство ракет
"Темп" предполагалось начать в 1963 году.
Второй этап ЛКИ ракет
"Темп" был начат в декабре 1962 года. Но 16 июля 1963 года вышло Постановление № 800-273: «В связи с отставанием по срокам ЛКИ и недостаточно высокими техническими характеристиками изделия» работы прекратить на стадии ЛКИ.
СОСТАВ
- ракета
9М71 с ядерной боевой частью или
9М72 с фугасной боевой частью
- самоходная пусковая установка
9П11 (тягач
МАЗ-537 со специальным полуприцепом
БР-225)
- ...
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
...
ЭКСПЛУАТАЦИЯ, БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
...
ОЦЕНКА, СРАВНЕНИЕ
Компоновка ракеты
"Темп" из-за отсутствия зарядов твердого топлива нужного диаметра была неоптимальной, в сочетании с большим весом полезной нагрузки (ок. 900 кг) это привело к чрезмерно большому стартовому весу (10,5 т) для ракет такого класса.
Однако опытно-конструкторские работы по изделию
"Темп" - первой в отечественной практике ракеты такого типа на твердом топливе позволили решить и отработать ряд принципиально новых конструктивных решений (кольцевые газовые рули, решетчатые стабилизаторы, элементы крупногабаритных двигателей на твердом топливе и т. д.), многие из которых были позже использованы в других ракетах.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Начало разработки: 1959 г.
Головной разработчик: НИИ-1
Дальность стрельбы (реальная), км: 425
Стартовая масса, кг: 10420
Длина, м: 12,4
Диаметр корпуса, м: 1,01
Шасси: МАЗ-537
Вес боевого заряда, кг: 900
Мощность ядерного заряда,кт: 300
Система наведения: инерциальная
Точность стрелбы (КВО),м: нет данных
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- http://www.kapyar.ru/index.php?pg=246
- http://www.belmarket.by/index.php?article=23299
- http://avmlink.vlink.ru/ky/polig5.htm
- http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_031/pages/IMG_2696.html
- http://www.enemyforces.com/missiles/otr_22.htm
ВОПРОСЫ
- Нужны любые материалы (информация, иллюстрации) о ракетном комплексе
9К71 "Темп"