Pavel
Редактор
Участник
   
Рейтинг: 57
Offline
Сообщений: 135
|
 |
« : Июля 01, 2006, 12:22:48 am »
|
|
БРДМ-2 — бронированный двухосный со всеми ведущими колесами автомобиль. Такие автомобили вообще обладают очень хорошей проходимостью. А БРДМ-2 имеет вдобавок в соответствии с назначением целый ряд конструктивных особенностей, еще более повышающих возможности движения на любой местности.
Известно, что на большинстве автомобилей в ведущих мостах устанавливаются конические дифференциалы, — механизмы, обеспечивающие вращение колес с разной угловой скоростью (это совершенно необходимо при поворотах). Но преимущества обычного дифференциала оборачиваются крупным недостатком как только ухудшится сцепление с дорогой одного из колес: оно начинает ускоренно вращаться, другое колесо просто останавливается, в результате машина буксует. На БРДМ-2 установлены так называемые самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы повышенного трения. Их устройство, конечно, сложнее обычных, но зато они почти. полностью исключают буксование.
Повышает проходимость и централизованная система регулирования давления в шинах: величину его изменяют в зависимости от дорожных условий. Если машина все же застрянет, для самовытаскивания можно воспользоваться лебедкой.
Выше машина названа двухосной, это не совсем так. Взгляните еще раз на рисунок. На одной позиции машина изображена с четырьмя колесами, на другой с восемью...
Помимо двух ведущих мостов БРДМ имеет четыре дополнительных колеса, которые тоже являются ведущими, однако используются лишь в особых случаях. Колеса авиационного типа, пневматические, постоянного давления (5,5-6 кг/см3). Они установлены на качающихся рычагах-балансирах и с помощью гидравлического привода могут подниматься, скрываясь в специальных нишах корпуса, либо опускаться. Диск каждого колеса снабжен зубчаткой (звездочкой) и цепной передачей соединен с ведущей зубчаткой, которая, в свою очередь, карданным валом связана с валом коробки отбора мощности.
Нетрудно заметить, что даже опущенные дополнительные колеса не касаются земли. В этом и нет надобности. Назначение их — включаться в работу лишь в тех случаях, когда машине угрожает опасность сесть на днище. В боевых условиях чаще всего это может произойти при переезде через окопы, траншеи. Или, скажем, когда машина после преодоления крутого уклона выходит на ровную поверхность. Вот тут-то дополнительные колеса бывают очень полезны.
Есть еще одно преимущество, которым не обладают даже многие специальные автомобили. БРДМ-2 — машина плавающая. Корпус ее герметичен, а движение по воде обеспечивает так называемый водометный движитель. По принципу действия он относится к реактивным гидравлическим: в водомете крыльчатка наподобие вентилятора засасывает воду из-под днища машины и с большой скоростью выбрасывает ее через специальный направляющий аппарат. Возникающая при этом реактивная сила толкает машину. От винтовых движителей водомет выгодно отличается тем, что не боится мелководья и надежно защищен от плавающих в воде бревен, коряг и т. п. А для машины-амфибии это очень важный качества.
При небольших размерах машина обладает довольно солидной массой (7 т в боевом снаряжении). Однако мощный 140-сильный четырехтактный бензиновый двигатель ГАЗ-41 обеспечивает высокие динамические и скоростные качества: БРДМ-2 развивает скорость до 100 км/ч (на воде до 10 км/ч), способна преодолевать подъемы до 30 градусов.
Необычна компоновка машины. Отделение силовой установки (двигателя) расположено в кормовой части, как у танка, отгорожено стальной переборкой. В передней части — отделении управления— размещены сиденья механика-водителя и командира, органы управления машиной и приборы наблюдения, радиостанция, стеллажи для боекомплекта. Средняя часть корпуса составляет боевое отделение. В нем находятся сиденья еще двух членов экипажа. Есть и третье сиденье, предназначенное для стрелка-пулеметчика, которое в(вращается вместе с пулеметной башенной установкой.
Вооружение машины составляют два пулемета — 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Пулеметы спарены, то есть стволы их установлены параллельно. Разумеется, каждый член экипажа имеет и личное оружие, кроме того, предусмотрен возимый запас гранат.
Крупнокалиберный пулемет позволяет, если необходимо, экипажу БРДМ-2 вести огневой бой не только с пехотой, но и с легкобронированными машинами и огневыми точками противника. От пуль и осколков воины надежно защищены броней. Не угрожают им химические и радиоактивные вещества: специальный нагнетатель создает внутри корпуса постоянный подпор очищенного воздуха.
Однако главное назначение БРДМ не бой, а разведка. Поэтому оборудование машины прежде всего обеспечивает экипажу максимум возможностей для наблюдения, в ней предусмотрен целый комплекс приборов. Рабочее место командира оснащено пятью приборами наблюдения. Один из них — основной установлен в специальном шарнире, который можно поворачивать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Оптическая система его имеет 6-кратное увеличение, снабжена шкалами, позволяющими определять дальность до цели и вычислять поправку при стрельбе. Остальные приборы проще, они представляют собой призменные перископы, жестко закрепленные в специальных шахтах. Если оптика повреждена пулей или осколком, их можно быстро заменить. Пять таких же приборов размещены на рабочем месте водителя, шесть — в правом и левом бортах машины. Так что все члены экипажа могут вести непрерывное наблюдение в любом направлении (на марше, когда нет угрозы обстрела, командир и водитель обычно ведут наблюдение через открытые люки). При стрельбе из пулемета используется перископический прицел.
Все эти приборы эффективны только днем. Для действий в темное время предусмотрены приборы ночного видения. На лобовой броне машины помимо обычных устанавливаются фары с инфракрасным светооптическим элементом. Излучаемый ими поток света скрыт от невооруженного глаза, и ночью со стороны может показаться, что машина едет «вслепую». Ha самом деле водитель хорошо видит дорогу, пользуясь бинокулярным электронно-оптическим перископом, который устанавливается в шахте вместо центрального перископа. Специальный прибор наблюдения есть и на рабочем месте командира. Поскольку командиру надо вести наблюдение не только за дорогой, но и за окружающей местностью, в его распоряжении мощный прожектор инфракрасного света. Предусмотрено устройство, обеспечивающее совместное наведение прожектора и прибора наблюдения.
Экипажу боевой машины, а тем более разведывательной, приходится действовать порой в очень сложных условиях. Не только ночью, даже днем видимость может оказаться равной нулю; в сильный туман, при большой запыленности не помогут никакие осветительные приборы. В степи, пустыне, в районе ядерного удара на пути движения может не оказаться ни одного более или менее четкого ориентира, с помощью которого экипаж определил бы свое место на карте. Случится, не окажется и карты. А между тем постоянно знать свои координаты совершенно необходимо. Решать эту задачу помогает специальная навигационная аппаратура, которой оснащена машина.
В комплект входят пульт управления, датчики курса и пути, счетно-решающий прибор (координатор), преобразователь курса, кроме того, еще ряд приборов и инструментов, необходимых для начального ориентирования и прокладки маршрута. В общем, целое штурманское хозяйство. Пользуясь этой аппаратурой, можно, «привязавшись» к какому-либо исходному ориентиру, в пути следования непрерывно получать сведения о направлении движения и пройденном пути. Нанесенные на карту данные точно укажут место машины. Если нет карты, тоже не беда, надо только заранее определить координаты места, куда должна выйти разведка.
Полковник-инженер Е. ПАТЕЮК
«Военные знания»
|